igorsinitsyn (igorsinitsyn) wrote,
igorsinitsyn
igorsinitsyn

Загадочные знаки Наска

         Близилось завершение нашей увлекательной перуанской экспедиции. Ранним утром мы прибыли в Наска - небольшое селение, раскинувшееся на пустынных плоскогорьях южного побережья Перу. Именно здесь можно прикоснуться   к одной из величайших научных загадок Нового Света. На ровном плато, прорезанном рекой Инхенио, на высоте около 800 метров над уровнем моря начертаны тысячи линий различной длины и ширины, десятки спиралей, огромные рисунки животных, птиц, рыб и других фигур. Геоглифы одной из самых засушливых в мире пустынь привлекают в эти места  тысячи любознательных туристов со всего света, а ученые - археологи до сих пор спорят об их предназначении.

          С высоты птичьего полета прекрасно просматриваются гигантские животные и птицы. На темно-бурой поверхности скалы, вырастающей над плоской равниной, четко виден человек, словно одетый в скафандр для космических полетов. Это – «астронавт». Птица колибри, нарисованная на плоской вершине холма, зловещий тарантул, обезьяна с хвостом, закрученным геометрически правильной спиралью, кондор, алькатраз…

          Рисунки в районе Наски стали широко известны всему миру в конце 30-х годов прошлого столетия. Заслуга в этом принадлежит Полу Косаку, который изучал системы орошения в этом районе. Местные жители утверждали, что летчики видели на приморских плоскогорьях какие-то линии, похожие на оросительные каналы. Пол Косак решил взглянуть на них сам. Пролетая над пустыней на небольшом самолете, американский ученый увидел Наску с высоты и был потрясен. Линии разбегались во все стороны, тянулись на расстояния в несколько километров и обрывались самым неожиданным образом. Кроме того, в сеть линий и геометрических фигур вплетались огромные изображения животных, птиц, рептилий и насекомых, размерами до 300 метров. Косак пришел к выводу, что этот «альбом для рисования» не имеет ничего общего с системами ирригации. В результате дальнейших наблюдений он окрестил пампу Наска «самым большим в мире астрономическим атласом».


           Всего количество линий на плато достигает 13-ти тысяч. Ширина многих из них составляет 15-20 сантиметров, других – около полуметра, а третьи напоминают по длине и ширине взлетно-посадочные полосы аэродромов. Поражает точность, с какой эти линии были проложены. Среднее отклонение по направлению не превышает 2,5 метров на один километр. Другими словами, линии проведены более точно, чем, если бы они чертились с использованием современных приемов аэрофотосъемки.

        Гигантские фигуры птиц и животных выполнены с соблюдением местных изобразительных традиций. Их аналоги встречаются в изображениях на гончарных изделиях и на знаменитых тканях  Наска.

          Наблюдение с поверхности земли или с небольших окружающих гор не дает четкого представления ни о масштабах древних творений, ни об их замысле. Неудивительно, что строители Панамериканского шоссе, проводя дорожные работы на плато, уничтожили фрагменты некоторых линий, знаков и рисунков, даже не подозревая об этом.

          Закончив осмотр геоглифов с воздуха, мы продолжили знакомство с  пустыней с земли. Под чутким руководством местного гида мы шагали по сухой каменистой почве и  рассматривали рисунки на очень близком расстоянии.

          Технология нанесения линий на землю казалась довольно простой: был снят верхний слой каменистой почвы. Нижний слой почвы – более светлый по сравнению с верхним. Этого оказалось достаточно, чтобы линии стали заметными. Как правило, убранные камни складывались в кучки в стороне от линий. При этом их старались расположить рядами, как на шахматной доске. Великолепная планировка на громадной площади, высочайшая точность в разметке линий, обилие мелких деталей, несущих смысловую нагрузку – все это говорит о том, что архитекторами-руководителями этих работ были представители высокоразвитой цивилизации.

         Кто же эти неизвестные мастера? Много дерзких теорий родилось в попытках объяснить природу загадочных картин. Швейцарец Эрих фон Деникен исходил из гипотезы, что загадочные изображения Наски связаны с внеземными цивилизациями. Но его оппоненты считают:  имея циклопические, неземные размеры, они, тем не менее, явно земного происхождения. Американец Джим Вудман предположил, что рисунки несут какой-то магический смысл и предназначались для древних религиозных церемоний. И поскольку увидеть их можно только с высоты, то, значит, индейцы умели подниматься в воздух. Перуанский летчик Эррано, горячо защищавший эту идею, говорил о том, что Наски могли пользоваться дельтапланом. Подтверждение своей версии он нашел в древних мифах, легендах и даже в изображении на тканях и керамических изделиях. Что-то похожее на крыло дельтаплана нашли и среди рисунков Наски.

        Как бы то ни было, загадка геоглифов Наска заставляет еще раз задуматься о судьбах цивилизаций, которые приходят и уходят, оставляя что – то свое, уникальное в сокровищнице человеческой мудрости.

        Сколько тайн у пустыни Наска - столько же, а то и больше, подвижников-исследователей. Но никому из них не сравниться по упорству и мужеству с Марией Райхе.

         Когда в 1946 году она впервые пересекла границу загадочной долины, весь ее научный нструментарий состоял из четырех... метел. С их помощью она с немецким упорством начала работу, которую иначе, как безумием, назвать было нельзя. Оставшись один на один с безжизненной пустыней, она упорно ее "подметала" - искала заметенные песком древние рисунки. Перед рассветом и на закате, когда канавки на щебне лучше видны, она уходила в пустыню и занималась измерениями и съемкой. Многие годы ушли на составление карт и схем.

        К концу 1980-х годов Мария Райхе стала такой же достопримечательностью Наски, как и знаменитые рисунки. Многие из них были открыты и впервые описаны именно ею. Посвятив всю жизнь Наске, она упорно боролась за то, чтобы сохранить эту жемчужину древности в первозданном виде.

       Мария Райхе  писала: «Эти линии похожи на драгоценные рукописи, очень хрупкие, нуждающиеся в том, чтобы их ревностно охраняли».

             Арендовав такси, мы двинулись к курортному местечку Паракас. Это такой рыбацкий поселок в окрестностях города Писко. Там нас ожидал интересный шикарный отель на берегу океана. Владельцы отеля "Паракас" – выходцы из Европы. Отель
был основан еще в 1945 году.

             Полированная бронза, плетеная мебель, бар в стиле кают-компании Наутилуса, ненавязчивая музыка, вышколенный персонал, приветливые сеньориты на ресепшене... На стенах красуются старые фотографии, на которых запечатлены еще те времена, когда богатые европейцы приезжали в эти места охотиться на акул.
В отеле разместился неплохой салон живописи, где при желании можно приобрести понравившуюся картину.     Территория отеля довольно большая. Здесь есть все условия для респектабельного отдыха: просторные и ухоженные дорожки, пальмы, бассейны, поле для гольфа и прочая экзотика.
                  Но главное, конечно - это Тихий океан. Вечером на освещенном пирсе, выдающемся в море, можно посидеть в баре и послушать шум прибоя. А каждое утро от этого пирса отходят экскурсионные катера на архипелаг Балестас, куда мы и решили отправиться на следующий день.

           Утром мы погрузились в достаточно вместительный катер и  на полном ходу устремились к островам.  По дороге мы обогнули полуостров Паракас, северный склон которого украшен знаменитым «канделябром» - рисунком в виде подсвечника из вырытых в земле канавок, увидеть который можно только с моря. «Канделябр» имеет размеры 78 на 128 метров и датируется IIIIV веками н.э.
До сих пор точно неизвестно, зачем древние жители этих мест создали рисунок. По одной из версий это гигантское изображение на песчаной дюне является началом загадочных линий, созданных представителями древней цивилизации Наска.

          Острова Балестас представляют собой скалы, сплошь изрезанные волнами. В них множество различных арок, гротов и туннелей. Некоторые из них нам удалось исследовать на катере. На островах гнездятся миллионы птиц, помет которых тысячи лет служил удобрением. Сейчас многометровые залежи гуано давно зарыты в поля Перу и Западной Европы. Птицы же вынуждены жить на голых камнях. На островах гнездятся перуанские бакланы, колонии которых издали кажутся сплошным черным покровом. Здесь можно также встретить полосатых пингвинов Гумбольдта, перуанских оруш и самых оригинальных из здешних птиц - фиолетовых крачек с красным клювом и пышными, лихо закрученными кверху белыми усами.

       В укромных бухтах островов собираются тюлени, морские котики, южные морские львы. Особенно внушительный вид у черных секачей в полтонны весом, с тяжелой медвежьей мордой и густой гривой на шарообразной груди.

        Наблюдение за животным миром оказалось очень увлекательным занятием, и время нашего морского круиза пролетело мгновенно. 

         В гавани Паракаса нас встречали огромные стаи пеликанов, которые кормятся сейчас, в основном, в порту. Тяжелые птицы пикируют за рыбой и ударяются о поверхность с такой силой, что оглушают мелких рыбешек.  Затем они усеивают фактически все плавсредства, стоящие на якорях, и предаются общению и отдыху.

          Напоследок мы решили искупаться в водах Тихого океана.

          Теперь нас ждал путь домой и множество ярких воспоминаний об интересной и загадочной стране – Перу.

Tags: Перу, знаки Наска
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments