Игорь Синицын

…Жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать…

Карелия зима-весна 2014
Игорь Синицын
igorsinitsyn
Отчет о лыжном путешествии в Карелию. (автор Евгений Родин)
+видео

Период: 23 февраля – 4 марта 2014.

Цель: посетить некоторые острова и погосты Карелии, преодолевая маршрут в большей части по замершим водоемам.
Основное снаряжение: лыжи типа Бескид, Ски-тур, пластиковые саночки (обшитые стропами), палатка (зима, шатер, с местом для печки от «Снаряжение»), печка не сборная (кроме трубы), от «Снаряжение», топор, пилы, листы.

Состав (слева направо): Паша, Женя, Виталька, Петрович, Сережа, Джон

Джон – мотор движения, следопыт, ориентирование, прокладывание маршрута.
Петрович – худ-рук и режиссер цирковой труппы, главный оператор и постановщик (руководитель путешествия), вся ответственность лежала на нем.
Паша – кулинар-эстет, сушино-пилитель, колодо-дробитель, глав-врач по больнице.
Виталька – разнорабочий.
Женя – политинформатор, разнорабочий.
Сережа – главный инженер-ремонтник, властелин огня и чайника.

23 февраля.
Выезд из Киева до Питера, 10 утра, платцкарт.
Границу преодолели без приключений. Отметили день рождение Сережи приятными беседами и напитками.

24 февраля.
Утро. Питер. Как только вышли на перрон, слух прорезало объявление по вокзалу о правилах
поведения при возможных терактах и чрезвычайных ситуациях. Подобные объявления
преследовали нас постоянно, и в метро, и на вокзалах, не считая вывешенных плакатов о
правилах поведения при чрезвычайных ситуациях. Местные жители скорее уже привыкли,
но нам, даже после событий в Киеве, немного давило на психику. Берем такси от Витебского
вокзала до Ладожского за 1100руб. В таски вмещаются все вещи, лыжи, а так же Паша и
Петрович (точно не помню, кто ехал в такси).
На Ладожском вокзале приобретаем обратные билеты на Питер. Петрович, Сережа, Джон,
Паша отправляются по магазинам докупить продукты и некоторые вещи (тент к палатке, на
случай дождя), которые планировали купить в Питере. Виталька и я подготавливаем
саночки.
Вечером на вокзал подъезжает приятель Сережи и Петровича (живет в Пушкино). Помогает нам донести вещи до поезда. Вагон – плацкарт, довольно чисто и приятно. Милая проводница Евгения.
Вагон полупустой. В вагоне регулярно появляется начальница поезда, блюститель порядка, медленно несколько раз проходит мимо нашей компании, крепко сжимая кулачки, блюститель порядка, кожаной плеточки ей не хватало.
Выезжаем в Петрозаводск с надеждой, что снег там есть, в Питере нет ни снега, ни мороза.

25 февраля.
6 утра, Петрозаводск. Снега нет, мороза нет. Настроение – не очень (по крайней мере, у меня). Нас встречает заранее договоренный товарищ Василий (он местный, занимается развозкой туристов), у него Газель, вполне ухоженная.
Василий везет нас в Суйсарь. Выезжаем за Петрозаводск, в лесу видим лежащий снег, его мало, но настроение повышается. Проезжаем вдоль небольшого участка берега Онежского озера, вроде как замечаем воду, а не лед – настроение падает….
Довозят нас до конца села Суйсарь, идет выгрузка.
Я Паша и Сережа возвращаемся на пару километров с машиной, дабы та не увязла в размытой оттепелью и недавними дождями дороге, а так же чтобы заглянуть в сельский магазин. Магазин оказался еще закрытым, ждем до 9 и еще минут 15, продавец так и не появился, возвращаемся к месту выгрузки пешком.
Народ уже в экипировки и некоторые собрали санки. Быстро готовим сани. Надеваем бахилы (подрезанная калоша с водостойкой пришитой тканью до колена), купленные накануне в Киеве. Бахилы брались как защита от холода, но, оказалось, они нас спасли по другому поводу…дали будэ. У меня и Виталика проблемы: крепления мы прикручивали в Киеве и опробовали в парке у Петровича, примеряя только ботинок, теперь добавились бахилы, крепления не закрываются. Я поднажал, мои крепления закрылись (мое «поднажал» мне дальше вылезло боком…дали будэ). Виталику помогло остроумное решение от Сереги (у Виталика пружина вообще не дотягивалась до защелки) – добавить пружину небольшим кольцом из стропы, чтобы пружина дотягивалась до крепежа и легко закрылось.
Наконец, выходим, на часах около 10.
Джон «ломанулся» прямо в сторону берега, до которого, казалось, рукой подать, но на пути появилась вскрытая речушка, за которой появились деревенские домики, пройти тяжело. По проигнорированному вначале совету Василия возвращаемся к дороге и идем вдоль дороги до сельского кладбища, через кладбище, потом по бурановому следу ныряем в лесок и через сотню метров мы выкатываемся на лед. Да именно на лед – и это не могло не радовать, потому как крались сомнения – а будет ли лед. Итак, выкатились на лед за селом Суйсарь. Слева от нас Кондопожская Губа, прямо перед нами остров Суйсари. Погода
отличная, солнечно, небо ярко синее, немного ветрено (такая приятная погода сопровождала нас напротяжение всего путешествия).
Идем прямо на остров с прицелом левого мыса, чтобы обойти остров слева. Сразу наш взгляд поражает широта размаха Онеги. Просторы колоссальные, все хватаются за
фотоаппараты и камеры. А ведь мы видим только ширину губы (большого залива)….про широту размаха дали будэ…
Первые шаги на льду напоминают выступления коров на льду в худшем варианте. На льду даже нет намека на снежок или какой-то наст. Хорошо только Джону и Паше – у них камуса. После нескольких сотен метров я приноровился просто отталкиваться руками и плавно катить по льду, скорость отличная, всех обгоняю, но руки устали. Докатываем до мыска острова Суйсари и отдыхаем. Перед сушей Джон пару раз провалился по щиколотку – не то чтобы промок, но как то неприятно…..мы не знали, що далі буде ще крутіше!!!!
Обходим остров слева и идем вдоль мысков и заливчиков острова до крайнего мыска перед выпадом опять в Губу. На крайнем мысе – обед.
Первый обед. Ура! Сережа натягивает тросик на деревьях, подвешиваем чайник, решетка под кострище не нужна, так как снега почти нет. Вода кипит, Паша колдует и раскладывает по термоскам еще дома тщательно приготовленные ингредиенты (сушеные овощи и всякие вкусняшки). Заливаем кипятком, ждем пока запарится.
По еде хочу сказать отдельное спасибо Паше, Сереже и Джону и моей маме. Паше – за то, что он потратил неделю и подготовил все сублиматы дома (утренние каши так же им были куплены в Питере и пересыпаны в пластиковые бутылочки), которые во время каждой еды аккуратно с тщательностью великого шеф-повара в нужных пропорциях раскладывал каждому в термос. Подобное заваривание мы практиковали на Камчатке, но не скажу, что все было гладко: то ли термосков тогда не было, то ли маслице не добавляли, то ли мало заваривали, то ли чего то не хватало из составляющих. В общем, в присутствии Мастера (Паши), еда не вызывала (по крайней мере у меня и моего организма как при входе так и при выходе) никаких вопросов.
Сереге спасибо за его ювелирное умение подвесить чайник и решетку для костра в любых условиях и добыть кипяток. Так же спасибо Сереге за сладости: халву, марсы.
Джону спасибо за подготовленные орешки и сухофрукты, которые он с любовью раскладывал каждому в кучку каждое утро перед выходом, а так же выдал кулечки на замочке, для сохранения каждому дневного запаса. Так же Джону спасибо за то, что настоял и взял газовую горелку, пару баллонов и кастрюльку с гофрой – горелка нас пару раз выручала.
Маме спасибо за подготовленные 3кг сала, просоленные, заправленные чесноком, порезанные на ломти по 300гр, каждый кусочек был завернут в пергаментную бумагу, затем в тряпочку и все это было сложено в матерчатую торбочку.
Вернемся к первому обеду.
Он был замечательным, так же как и чай. Но, как и во время обеда, так и после в воздухе висел вопрос: идти ли дальше. Лед вроде бы стоит, то поверхность глубиной 10-15см
представляет собой растаявшую чачу смеси льда снега и воды, в некоторых местах покрытую подмёрзшей коркой, которая разваливалась от первого прикосновения лыж. Были предложения остаться на острове до завтра (ночью прогноз обещал небольшой мороз). Было предложение вернуться на материк и переформатировать маршрут по суше (что было грустно совсем). Оказывается, над Петровичем вопрос не висел (по крайне мере он и виду не подал, хотя и выслушал мнения всех). Он командует вперед. И он был прав.
Джон начинает тропить. Как потом признался Джон, он так еще никогда не тропил. Он, как первый идущий, разламывал тонкую корку льда, проваливаясь сразу по щиколотку, остальные просто тянулись по воде, поднимая брызги кончиками лыж, заливая волну на ботинки. Группа оставляла за собой водяную воронку. Тянущиеся сзади санки грустно захлебывали воду внутрь. И таким образом надо перейти всю Губу до полуострова Чаж, а это 8 км. 8км – не присесть, без права падать, падение означало бы просто купание. Откуда столько воды, неужели это последствия недельной оттепели и недавних дождей, то есть это дождевая вода, которая смешалась с подтаявшим льдом и снегом? Все понимали последствие перехода – мокрые ноги, мокрое все, что в санях. Но отступать было некуда.
Первый километр меня не покидало ощущение – действительно ли под этой водой крепкий лед, потом освоился и без лишних вопрос отхлюпал свои 8км. В середине пути под калошами на лыжах образовывались наледи, сбить палкой было невозможно, приходилось в этой чаче снимать лыжи, главное не свалиться. Водоотталкивающая ткань бахил воду поначалу немного сдерживала, но и она не выдержала такой стирки, даже Пашины пластиковые ботинки расплакались. К середине пути все привыкли к хлюпающей в ботинках воде, солнце по-прежнему радовало; мы, весело чвакая и хлюпая, подходили к мысу Чажнаволок.
Вот она, суша, больше не хлюпает!!!!!
Ставим палатку на мысе, в 30 метров от берега. Находим хорошую сушину, Джон ставит печку. Сережа смастерил кострище, чайник уже теплый. Долгожданный ужин, заработанные 50 капель и сухие носки ждут нас.
Первый вечер в палатке. Впечатлений – полные ботинки и санки воды.
Начинается эпоха великой сушки, развешиваем на деревья, сучки и стропы все, что было в санках; самое ценное вешаем в палатке у печки.
По палатке скажу отдельно – отличная у нас палатка.
Да – она тяжеловата, великовата, но зато какая она комфортная! Впервые в походе я стою на своем коврике в полный рост и надеваю штаны; впервые я вальяжно вынимаю вещи из рюкзака и складываю их утром в рюкзак, находясь именно внутри теплой палатки; впервые я принимаю пищу, свободно облокотившись на рюкзак, как на большую спинку мягкого кресла, вытянув ноги перед собой, впервые я лежу полноценно на своем коврике, не чувствуя теплого дружеского дыхания товарища. И, конечно, печка, - тут без комментариев. Все понимают, что печка – это тепло, это почти сухие утренние ботинки и остальное, подвешенное в палатке, это практически отсутствие утреннего конденсата, который так приятно смахнуть на себя нечаянно утром и замочить спальник.

Ложимся спать, но в воздухе опять завис вопрос: завтра нас ждет переход 20км через залив Большое Онего. 20км болтаться в воде…ох….ладно, утро вечера мудренее.

26 февраля
Встали поздновато. Завтрак был хорош. Но выходим поздно, около 11. Градусник показывает чуть ниже нуля.
Выходим с твердой уверенностью, что нас ждет 20км водного похода.
Но, о чудо, да будут благословенны Онежские боги, спасибо им. Под ногами плотный лед !!!!
Да, ноги опять разъезжаются, но никто никуда не проваливается, и сухо, сухо!!!
Под утро был морозец, неужели он сковал вчерашнюю воду, а может дождь в большей степени пролился именно над Большой Губой, а здесь в заливе уже не так. Лед под ногами чистый и прозрачный. На протяжении всего перехода кажется, что мы подвешены в воздухе.
Мы ступаем по прозрачному льду, под которым темная бездна, над нами синее небо и яркое солнце. По дороге встречаем дорожки, оставленные снегоходами. В середине перехода, когда берега практически не видны ни с какой из сторон, мне кажется, что мы просто висим в воздухе. Иногда лед принимает такие тонкие живые формы водной ряби, что кажется, будто следующим шагом можно будет окунуться с головой в озеро.

Время обеда. Вот она горелочка, пригодилась. Джон мастерит ветрозащиту из коврика, через 10 минут – кипяток! Отличный обед между стихиями неба и воды, на прозрачном льду.

После обеда одеваю лыжи и мне аукнулось мое «поднажал». Из крепежа пружины из лыжи выдернулся саморез, крепеж согнулся. У Паши в кармане был нож с отверткой в наборе. Выравниваю крепеж и пытаюсь вкрутить саморез рядом с распотрошенной дыркой, удается, крепление закрывается. Но, впоследствии эту пружину я по примеру Сереги все равно удлинил кольцом из стропы, чтобы уменьшить напряжение на крепеж.
Еще пара тройка километров и мы достигли материка, мыс Шитый. Солнце заходит, стараемся быстро найти место под палатку на берегу, натыкаемся на камни. За береговой линией непролазный лес. Вроде как нашли место, утаптываем, несколько больших камней под ногами, но время поджимает, солнце садится. Слышим мотор снегохода, со стороны мыса Лице-Сельга к нам катиться снегоход с санями, там двое. Слышим, как они громко переговариваются, пытаясь перекричать шум мотора. Слышно, как один из них нас считает, и говорит второму, что нас шестеро. Это настораживает. Но, все в порядке. Это рыбаки. Едут они не на снегоходе, а на так называемой «собаке», мотор спереди, гусеница тоже спереди. «Собака» гораздо дешевле снегохода, мощнее, мало берет топлива, но медленная. Парни оказались рыбаками, молодые ребята. А считали они нас для того, чтобы понять, влезем ли мы в рыбацкую избушку, которая находится в километре от нас севернее по берегу, и которую они хотели нам предложить для ночлега. Парни сказали, что избушка хорошая, добротная с печкой, и мы туда отлично влезаем. Мы согласились, парни на собаке отвезли к избушке Серегу (избушка стояла в 10 метрах в глубине леса, с берега мы бы ее не нашли), мы пошли своим ходом. Избушка оказалась действительно добротная, но маловата. В палатке было бы комфортней. Паша решает спать на улице, тесновата избушка. Зато нас ждал теплый ужин и на утро уже окончательно сухие вещи.
Вчерашний день прошел под лозунгом «хлюп-хлюп», сегодняшний день – «шкряб-шкряб».

27 февраля
Задача на день – преодолеть порядка 6 км материковой части по лесу, выйти на Великую Губу к острову Кижи. Тактическая задача на утро – найти просеку, преодолеть половину пути, выйти к болоту и выйти на ЛЭП. Погода еще со вчерашнего дня установилась солнечная морозная, мороз небольшой (утром -7,8) но уже стабильный, подтаивания мы не боимся.
Джон отправляется в лес налегке на поиски просеки. 40- минутная разведка результатов не дала, но Джон нашел ручей, продвижение по которому должно спасти нас от совсем непролазного леса. Так и идем – по ручью. Да, это не свободное и вальяжное движение по льду. Вот и крепкие ветки, цепляющие санки, и рюкзак, и лесные горбы, переворачивающиеся санки, падения по кустам (как минимум в моем исполнении), снимания рюкзака, подъемы и т.д. Ручей, конечно, нас спас, но я все равно «наелся». За пару часов преодолевая только пару км. Выходим к болоту, небольшой части болота Большой мох. На ручье видели домик бобров и небольшую плотику. Постоянно пересекали множество дорожек следов лося, зайца и других местных жителей, которых здесь хватает.

Еще пара сотня метров и выходим на болото Большой мох.

То, что было до этого – это были цветочки, дальше пошли ягодки. Болото, конечно, замершее, но двигаться по нему тяжело – большие болотные кочки превращают наше движение в пародию на горнолыжный могул, только горизонтальной ориентации с утяжелением в виде рюкзака и непослушных саночек, которые никак не хотят вилять между болотных горбов.
В таком состоянии движемся пару часов – я «наелся» по-полной: больше десятка падений в моем исполнении, растянутые голеностопы, надорванные санные сумочки, сломанная палка, я весь мокрый и запыхавшийся….

Выходим к небольшой вырубке, но это еще не просека, решаем обедать, время близится к 4. Пока мы готовим обед, Петрович и Джон отправляются на разведку и находят просеку в 500 метрах от места обеда. После обеда выползаем на большую просеку и ЛЭП.

Можно выдыхать….Солнце садится, а до воды еще идти и идти, решаем стать на ночевку на просеке. Морозец под вечер крепчает. Утоптали место под палатку, Серега занялся костром, спилили пару сушин, Джон раскочегарил печку. Ужин, честно заработанные по пять капель, тепло, хочется быстро заснуть. Серега (хотя может и не Серега, не помню) снаружи палатки замечает в небе северное сияние. Все выползают из палатки, я был уже в спальнике. Сияние красивое, я видел его первый раз. Над деревьями идет перелив свечения, сияние начинает разыгрываться и заполнять все больший участок неба. Создается впечатление, что кто-то за лесом светит цветными сильными фонарями в небо. Но на прямые лучи – это тоже не похоже, свечение рассеянное и блуждающее, но общая ширина его в каких-то рамках сохраняется. Цветовая гамма сияния представлена фиолетовым, изумрудным, желтоватым цветами. Но цвета не яркие. Стоять холодно, я вылез полуголым, забираюсь в палатку, и даже не решаюсь вылезти с фотоаппаратом и попытаться снять сияние, а зря (Паша попробовал снять и немного получилось), но усталость берет свое, засыпаю.

28 февраля
Петрович взялся дежурить утром. Как добросовестный руководитель команды показал своим личным примером качество утреннего дежурства. Я проиграл бутылку коньяка, не поверив, что, после побудки в 6 утра Петрович сможет в 6:20 предоставить полный чайник кипятку для честной компании (вечером я кипятил чайник минут 30 минимум). При этом чайник должен был кипеть на открытом костре. Петрович смог. Сделал он это благодаря
вечерним приготовления: нарезанным щепочкам в достаточном количестве, с вечера растопленному снегу в чайнике, который был оставлен на печке в палатке. «Ну…програв, так програв…..»
Движемся по просеке несколько км и выходим к Великой Губе в районе поселка Васильево. Через залив уже виден остров Кижи и маковки церквей.
Планируем в этот день сделать дневку с банькой. Пока не идем в Кижи, а движемся по берегу губы в сторону большой воды и доходим до поселка Ерсенево, где по описанию есть гостевой домик у местных товарищей. И, хотя, после нашей супер-комфортной палатки домиком нас не удивишь, но в баньку хочется, тем более после вчерашних лесов и болот…..Домик таки есть, даже не домик, а небольшая гостиница на два этажа с мансардой. Нас встречает хозяйка, и говорит, что все места забронированы, ожидает гостей к выходным (это была пятница). Узнаем стоимость ночлега – порядка 300грн. с человека в пересчете на гривны.
Цена нас удивила, вроде как могли бы себе позволить, но как то не хочется в этом захолустье платить такие деньги, тем более мест нет – стечение обстоятельств нас нисколько не расстроило, разве что баньку жалко.
Без сожалений движемся на Кижи, в надежде бросить у магазина вещи, сходить в музей.
По дороге встречаем представителя местной администрации, который расспросил кто-откуда, попросил зайти отметиться на станции МЧС, которая расположилась недалеко от музея.
Магазин нашли без труда, продавщица любезно согласилась приютить наши вещи на время посещения музея. К магазину пристроена симпатичная деревянная веранда (деревянная можно было не писать, тут все деревянное =). Обедать вроде как рано, но перекусить хочется, тем более веранда с красивым масштабным видом на озеро.
Паша покупает всем кефир, квашеной капусты, хлеба, пополняет запас подсолнечного масла. Перекус был хорош.
Идем в музей, проходим мимо базы МЧС, пытаемся к кому-то там обратиться, но никому особо дела до нас нет.
Идем в музей. Музей под открытым небом – перекликается с нашим Пирогово. Кроме перевезенных сюда жилых срубов и сараев, мельниц, изюминкой, конечно, является ансамбль деревянных церквей с красивыми игрушечными деревянными куполками, покрытыми деревянными лепестками. Навстречу нам вышел полицейский из охраны музея, поздоровался, ознакомил с правилами пребывания. Мы гуляем, снимаем, отдыхаем.
Здесь же отдельная экспозиция, состоящая из элементов деревянных конструкций окон, дверей, куполов – вблизи можно увидеть секреты плотнического мастерства. И это действительно впечатляет.

(почему-то крестьяне, оказывается, вовсе не террористы, а борцы за свободу, а честных правоохранителей почему-то назвали обидным словом «каратели», наведение порядка и мира почему-то назвали «подавлением»….странно)
Возвращаемся к магазину, пьем чай, кофе, движемся далее по маршруту. О потерянной дневке никаких сожалений, зато сохранили динамику и движение вперед. Когда мы вернулись к магазину, то продавщица сказала, что из Ерсенево приходила соседка хозяйки гостевого домика и приглашала нас к себе на ночлег, мол, у нее тоже можно комнату снять, но нам уже было неинтересно возвращаться назад.
Движемся вдоль островов вглубь губы Великой. И снова шум ветра заглушает наш многозначительный эшелонный «шкряб-шкряб» лыжами и санками по льду.
Надо признать, что лыжи за эти дни изрядно пострадали от крепкого онежского льда: у меня и Виталика немного разбились деревянные ребра ближе к носкам, у Виталика повылетали в некоторых местах саморезы, держащие канты, у Паши оторвались задние крепления камусов.
Солнце садится, подходим к острову Шуневский.
Ищем место под палатку на берегу, но берег каменистый и заросший, Петрович принимает решение становиться на льду, топчем место под палатку на льду в заливе под восточным берегом острова Шуневский.
Костер, ужин, спать.

1 марта
Весна.
Но утро ни разу не весеннее, температура опустилась до - 16. Хотя солнце старается, как может.
Дует неприятный боковой северный ветер, особенно после выхода на большую воду.
Переходим Великую губу и держим курс на залив с нежилым поселком Усть-Яндома.
Задача на день – выйти к озеру Яндомозеро и пересечь его.
Подходим к поселку Усть-Яндома, слева на мысе залива видим погост. Оставляем санки и рюкзаки у берега, идем смотреть погост. Старая сложенная деревянная церквушка, при ней маленькое кладбище, несколько брошенных хат – все, что осталось от поселка. Церковь открыта, есть небольшая колокольня, колокола нет, церковь пуста, иконостаса нет, есть пара оставленных бумажных икон, лоток со свечами и коробочка для пожертвований, у импровизированного иконостаса стоят лотки с песком, чтобы можно было поставить свечу. Видно, что церковь посещают. У входа висит табличка, определяющая церковь как музейный экспонат.

Все уже украдено…..до нас.
Возвращаемся к рюкзакам и саночкам, выходим на сушу по буранному следу, след приводит нас к лесной дороге. По дороге через 4 км выходим на Яндомозер. Обедаем на берегу перед выходом на озеро.
Движемся по озеру, слева по берегу проходим нежилой поселок Саньки, справа по берегу поселок Яндомозеро и погост. Решаем посетить погост, возможно, будет баня в поселке. Поселок стоит на полуострова, который разрезает Яндомозеро пополам. Погост состоит из церкви и колокольни, можно зайти (опять таки – все уже украдено до нас), я даже поднялся на колокольню, но доски неприятно потрескивали под ногами.
Поселок – несколько разрушенных срубов, один оказывается жилым. Там, оказывается, живет мужичок неопределенного возраста, состояние близкое к нирване (вероятно, постоянный запой). Человек в состоянии нам рассказать, что церкви датируются 16 веком, что все украдено до нас, живет он тут один, принять нас на ночлег не может, да и мы после увиденного совсем не хотим тут останавливаться. Мы с Виталиком тем временем находим на берегу баньку, вероятно, топится по-черному, потому что дымохода я не нашел. Банька стоит прямо на камнях, в них же выложено кострище, из утвари – пара шаек, большой котел. Думаю, баней пользуются в летнее время рыбаки. Нам ею воспользоваться совсем не хотелось. Мужичок рассказал нам, в каком месте удобно пересечь полуостров и выйти на другую сторону озера. Пересекаем полуостров, солнце садится, находим хорошее место для ночлега, живописным гай с 5-6 метровыми скалками, под которыми хотим поставить палатку. Утоптали место под палатку, снимаем лыжи, по-обычному проваливаемся в снег, но….под снегом – вода. Оказывается, стали на ручье, довольно широком, или он здесь разливается. Меняем дислокацию, потому как ручей под снегом живой. Выходим на озеро и идем вдоль берега пока не находим на берегу ровную площадку. Солнце почти село. Первый раз ощущаем нехватку хороших дров. Дров кругом полно, но все или мокрое или трухлявое. Хороших сушин нет. В сотне метров Джон нашел упавшую ель, наломал относительно не мокрых веток, по глубокому снегу и через кусты дотянули до палатки, но продвижения по
костру особо нет. Петрович в нескольких сотнях метров нашел упавшую березу: пока распилили, пока дотащили, пока покололи, вроде как ель уже начала разгораться, береза помогла. Уже давно стемнело. Так много времени на дрова мы еще не тратили. В момент пиления одной из колод зазвонил мой телефон, хотя сети с Кижей еще не было. Каким-то чудом пробился звонок. Звонили мне из дома, Яна сказала, что Россия ввела войска в Крым и Верховна Рада готовит закон о срочной мобилизации. За ужином обсудили дальнейшие действия, понимали, что наше немедленное присутствие не поможет, но были риски, что закроют границу. Приняли решение по утренним новостям определиться, сниматься ли с маршрута.
Настроение – сами понимаете какое…..

2 марта
Утром читаем новости о возможной мобилизации и закрытии границ. Решаем сниматься с маршрута. Мы, практически, прошли все, что хотели, с банькой только не сложилось….чтобы по-чистому поехать.
Переходим Яндомозеро к урочищу Утицино. Подходим к берегу к явно гостевому домику (двухэтажный сруб с пластиковыми окнами). Навстречу выходит парень, который помогает нам сориентироваться, как выйти к дороге.
Движемся до конца озера к нежилому поселку Марковщина, выходим по буранному следу на сушу, движемся по буранному следу, через просеки, замечаем следы росомахи.
Перед выходом на асфальтную дорогу идет затяжной подъем, выходим на дорогу в нежилом поселке Комлево. Снимаем лыжи и по дороге идем, сани тянем по краю дороги, так как асфальт там еще покрыт льдом и снегом.
Движемся к поселку Великая Нива, откуда надеемся сесть на автобус, чтобы доехать до Медвежьегорска, а там сесть на поезд до Петрозаводска или сразу до Питера, если повезет.
С отходом нам повезло. Шли наугад. Пришли в Великую Ниву к четырем, нам сказали, что примерно через пол часа автобус будет идти на Петрозаводск (вот это везение). Успели перепаковать вещи и пообедать сухим пайком на остановке. Автобус был не полным. До Петрозаводска ехали около 5 часов. Решили не выходить в Медвежьегорске и не рисковать с поездом. Прибыли в Петрозаводск около 10 вечера, опять везение – поезд на Питер уходит через 50 минут, есть билеты, но купе, успеваем сдать обратные билеты.
3 марта
Утро. Питер. Такси - бус транспортер, Ладожский вокзал – Витебский. Билеты на Киев есть. День в Питере. Петрович провел экскурсию по местам боевой славы: Географическое Общество, Институт Арктики и Антарктики (здание видели, но института там уже нет), ул.Гороховая – пер. Гривцова (Геогр.общ.) – Исаакиевская пл. – ул. Почтамтская – кафе - обед - ул. Б.Морская – Поцелуев мост – Театральная пл. – Сенатская пл. – Дворцовая пл. – наб. р.Мойки – Невский пр. – кафе Север – Аничков мост – Шереметьевский дворец
(бывшее ААНИИ) – наб. р. Фонтанки – Витебский вокз.
4 марта
Утро, граница пройдена без проблем…..Киев.